Влияние валютного курса на украинский агро бизнес

25 Nov 2019

Недополучение прибыли аграриями

Все мы прекрасно помним обвал курса гривни в 2014-15 гг., когда сельхозпроизводители хлопали в ладоши, получив больше гривневой массы, чем ожидали. Это позволило многим компаниям улучшить свои кредитные истории и финансовое состояние в целом... В этом же году мы наблюдали диаметрально противоположную ситуацию, когда курс, несмотря на все прогнозы к росту – показал совершенно другую тенденцию.

В итоге аграрии недополучили существенный объем гривневой массы и вынуждены были компенсировать это дополнительными объемами продаж. К тому же в тот период все понимали, что ожидать какого-то глобального роста цен на пшеницу пока не придется, при этом была необходимость в пополнении оборотных средств. Вот все и продавали. В результате мы увидели рекордный экспорт пшеницы из Украины. Подсолнечник также активно продавался, поскольку несколько лет отмечается устойчивая тенденция довольно высоких цен вначале сезона, а затем их резкое снижение.

Конечно, это все негативно влияет на финансовое здоровье компаний, идет в разрез всем бюджетам и планам. Закрытие финансового года покажет насколько существенным было это влияние.

О конкурентоспособности на мировом рынке

Если говорить о конкуренции между Украиной и Россией на мировом рынке, то с учетом соотношения гривны и рубля, который также укреплялся, мы находились в плюс-минус равных условиях. Гораздо большее влияние на конкурентоспособность оказал вопрос качества пшеницы.

В начале сезона российские трейдеры «притормозили» отгрузки пшеницы ввиду обнаружившихся проблем с натурой. Сложившаяся ситуация дала украинским зерновым определенные преимущества, благодаря чему они более активно продавались. Затем российские трейдеры хотели получить премию за нестандартно высокий белок, при этом в этом году импортеры не были готовы доплачивать за партии мягкой пшеницы с протеином 16%. Допустим, тот же Египет, по сути, не платит премию за более высокий белок. А если рассматривать экспорт в ЕС, где можно получить премию за качество, то стоимость российской пшеницы не сопоставима с ценами при внутренним экспорте между странами ЕС.

О значимости валютного фактора

И фермеры, и агрохолдинги стали очень информированными и образованными. Уровень торговли нельзя сравнить даже с тем, что был буквально пять лет назад. При этом сегодня наблюдаем переизбыток данных, которые непрерывно поступают из разных источников. Приходится их проверять, сопоставлять, анализировать.

По сути же, из-за их большого количества уже невозможно следить за ними и в полном объеме использовать в работе. Становится все сложнее понимать какая из тенденций возьмет верх, какая из них отыграна рынком, а какая – нет. Помогает ли этот информационный поток торговле? Фактически это уже больше напоминает какую-то рулетку – «повезет/не повезет», угадаешь ты цену или нет...

Валютный фактор только заставляет продавать с целью обеспечения текущих потребностей для проведения посевной кампании и не позволяет отложить часть выращенной продукции на реализацию в более поздний период.

Раньше мы могли продать меньше и получить больше. К тому же наша компания не прибегает к услугам сторонних элеваторов и не несет глобальных затрат по хранению. Фактически мы могли на этом заработать, но ввиду недополучения гривневой массы мы вынуждены были реализовать продукцию раньше. Думаю, что аналогичная ситуация наблюдается у всех. Ключевая причина – большое количество затрат сельхозпроизводителей зафиксировано в гривне (аренда, зарплата, топливо и т.д.) и только часть затрат на посевной материал, удобрения и СЗР привязана к доллару.

О хеджировании рисков

Ранее мы хеджировали свои риски от возможного снижения курса гривни. То есть у нас были контракты с привязкой к курсу доллара, а в этом году нужно было идти по обратной схеме и фиксироваться в гривне.

Мелкие фермеры, которые не экспортируют грузы, на каких-то этапах даже выигрывали, так как они, по сути, были привязаны к текущему курсу гривны. Но это лишь в краткосрочном периоде, так как с мелкими компаниями никто не заключит форвардные сделки. В целом же, все аграрии за счет курсовой разницы недополучили огромную сумму денег.

Маржа трейдеров и возмещение НДС

Трейдер зарабатывает на фиксированной разнице. Он как закладывал маржу условно 2-5 долларов, так и закладывает.

В случае укрепления гривны трейдер теряет часть своего дохода лишь при возмещении НДС. Но он же подает на возмещение в гривне и фактически закладывает дисконт невозврата, умножая валютную цену на некий коэффициент. У всех своя система расчетов и коэффициенты разнятся, но все трейдеры изначально закладывают процент невозврата НДС. Конечно не все 100%, а части, но тем не менее.

білий каталог статей та персональних сторінок White-Articles.site | білий каталог інтернет-сайтів